Китай

Многомужество в Тибете: братская полиандрия сегодня

Практика многомужества или полиандрии медленно умирает из-за неуместности её существования в современном мире. Однако некое меньшинство населения все еще придерживается её из-за локальных социально-экономических условий проживания и традиционного уклада жизни. Тибет, как часть Китая, относится к тем регионам нашей планеты, где многомужество разрешено.

Об истоках братского многомужества в Тибете

Говоря о том, в какой стране разрешено многомужество, можно ответить что Китай — это одна из таких стран. Но при этом нужно понимать, что речь идёт исключительно о Тибете.

Тибет стал считаться территориями Китайской народной республики входе военной экспансии в 1950 году XX века. В результате сегодня Тибет административно представлен в составе Китая в виде Тибетского автономного района, а так же самостоятельных территориальных образований в составе отдельных провинций Китая. Таких провинции четыре: Цинхай, Юньнань, Ганьсу, а так же Сычуань

Однако тибетцы, шерпы, ладакхи, мустанги и другие гималайские народы в отдаленных районах Тибета по-прежнему практикуют многомужество, при котором женщина может иметь двух или более мужей. И как называется многомужество по-другому?

Полиандрия — является одной из форм полигамии, в котором женщина имеет на законных основаниях двух, трёх и более официальных супругов. Полиандрия это противоположность такого явления как полигиния, в котором один мужчина имеет в двух или более жён.

В целом когда семья состоит из нескольких супругов различного пола, то такой брак также называется совместным или групповым.

Жители западного общества могут считать появление такой практики тибетцев экзотической и странной. Однако но им не нужно было выживать в суровых условиях, обусловленных большой высотой, дефицитом продовольствия и минимумом средств к существованию.

Как жили и живут семьи с несколькими мужьями и одной женой

В большинстве подобных семей Тибета мужья являются братьями. Такой союз называют братской или адельфийской полиандрией. Иногда дети не знают точно, кто их настоящие отцы.

Многомужество в Тибете
Адельфийская полиандрия в семейных отношения тибетцев

Тибетские женщины традиционно, но конечно не всегда, жили с одним братом в один промежуток времени, в то время как другие мужья занимались делами семьи вне дома. Это могли быть «ратные дела», связанные с защитой территории, выпас животных на дальних плодородных угодьях, торговые дела семьи или временное посещение монастыря.

Мелвин Гольдштейн писал: «Братская полиандрия» — одна из самых редких в мире форм брака, но она не редкость в тибетском обществе, где практикуется с незапамятных времен. Для многих тибетских социальных слоев она традиционно представляла собой идеальную форму брака и семьи». [Источник: Мелвин С. Гольдштейн, «Естественная история», 1987 г.]

Старший брат обычно главенствует в семье, то есть традиционно руководит домашним хозяйством, но все братья делят работу на условиях равноправия и так же имеют равные права по общению с их общей женой.

И тибетские женщины и тибетские мужчины не видят ничего странного в совместном времяпровождении супруги с разными мужьями. На их взгляд в этом нет ничего грязного, скандального или просто отталкивающего. Для самой женщины является нормой смотреть на всех братьев одинаково.

пастух на пастбище
На пастбище Тибета

Обеспокоенность по поводу деликатного казалось бы вопроса о том, кто отец конкретного ребёнка не свойственна тибетцам. Как правило не осуществляются попытки связать детей с конкретными братом-отцом в биологическом плане. А брат-отец не проявляет особых чувств в отношении к своему ребенку, даже если он знает, что он биологический отец.

Что толкает женщину к многомужеству в Тибете: закон или традиция?

Важно понимать, что широко распространенная практика братской полиандрии не является результатом какого-то закона, требующего, чтобы братья вступали в брак совместно. На самом деле существует выбор. Развод традиционно был относительно простым в тибетском обществе.

Если брат в такой семье стал чем-то недоволен и захотел расстаться навсегда, то он просто покидал главный дом и создавал новое собственное хозяйство. Но это было не так уж и просто…

В таких ситуациях все дети оставались в главном доме с оставшимися братом или братьями, даже если было известно, что уходящий брат был настоящим отцом одного или нескольких детей.

женщины Тибета
Женщины Тибета с детьми на празднике

Собственное объяснение тибетцами выбора братской полиандрии, как формы многомужества, абсолютно материалистично. Экзотика, как может показаться, таких брачных союзов, во многом имеет механизм, аналогичный первородству в Англии 18-19 веков.

Дети Тибета
Дети Тибета на празднике

Первородство же диктовало, что старший сын унаследует семейное имение, в то время как младшие сыновья вынуждены были уйти из семейного гнёздышка и подыскивать себе «дело по душе», например, в армии или духовенстве.

Одним словом обычай полиандрии Тибета сформировался, как действенный механизм который контролировал процесс наследования имущества и предотвращал дробление земельных участков, которых определённо не хватало.

5 Комментариев

  1. Чисто с генетической точки зрения, два племянника = один сын. Существует в эволюции родственный отбор — это когда лучше помочь родне, чем произвести своё потомство, если генов твоих передастся больше. Ведь у родни куча твоих генов. И ещё интересный факт: у одно яйцевых близнецов одинаковый набор генов, то есть их дети генетически одинаково родны будут им обоим. По сути, твой племянник = твой сын. Круто. А если углубиться в клонирование, то крыша совсем поедет

  2. Странный народ, странные люди, но с учётом сотен тысяч монахов нехватки плодородной земли и изолированности от остального мира, наверное всё так и должно быть

  3. Старший брат по ходу совсем уж какой-то старший, наверное уже не удел, так для порядка :))

  4. Нашёл по теме земли: Очевидное решение для младших братьев — создание новых полей из целинной земли — обычно нереально. Большинство тибетцев живет на больших высотах (выше 12 000 футов), где пахотных земель крайне мало. Например, в деревне Дордже. земледелие колеблется от 1 2900 футов (самая низкая точка) до 13 300 футов. Выше этой высоты ранние заморозки и снегопад губят основной урожай ячменя. Кроме того, из-за небольшого количества осадков, вызванного гималайской дождевой тенью, многие районы Тибета и северного Непала, которые находятся в пределах приемлемого для сельского хозяйства диапазона высот, не имеют надежных источников возбуждения. В конце концов, хотя на таких территориях много неиспользуемых земель, большая их часть либо слишком высока, либо слишком засушлива.

  5. О полиандрии «изнутри» читайте в книге «Женщины Тибета» современной писательницы Келъян, этнической тибетки, в рассказе «Женщина, у которой было четыре мужа». Этот рассказ можно найти в интернете. Героиня рассказа «Жена хозяина пастбища», Бобо, была замужем за двумя братьями. Старший из мужей, Лодри, имел любовную связь с женщиной, которая была замужем за тремя братьями. Двое старших мужей любовницы и убили Лодри…Этот рассказ можно прочитать только в книге, нигде в интернете я его не выставляла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
ru_RURU