Нетуристический Петербург: гид по андеграундным местам Северной столицы
Друзья, вы когда-нибудь гуляли по питерским дворам-колодцам? Ловили отблески мозаичных витражей в старинных парадных? Рассматривали псевдоготические башенки на крышах доходных домов? Если нет, то вы многое потеряли. Потому что настоящий Петербург – он не в путеводителях и на туристических маршрутах. Он в деталях, в неожиданных ракурсах, в сочетании пафоса дворцовых фасадов и богемной атмосферы арт-пространств. Сейчас я попробую нарисовать вам портрет андеграундного Питера – такого, каким его знают и любят местные.
Для начала давайте заглянем в одну из самых роскошных парадных города на Неве – в доходный дом страхового общества «Россия» на Большой Морской 35. Вы только посмотрите на этот комплекс мозаичных витражей! Здесь и суровые скандинавские пейзажи, и сцены из древних мифов, и даже битва бога-громовержца Тора со Змеем Мидгардом. И это все в одном подъезде! Витражи были выполнены в 1909 году по эскизам художника Николая Рериха, который решил таким ироничным образом убедить жильцов дома застраховаться на случай конца света. Креативненько, да?
А хотите побывать во дворе, где когда-то жил сам мистик и эзотерик Николай Рерих? Тогда вам на 4-ю линию Васильевского острова, 5. Местные называют этот мрачноватый двор-колодец «двором духов» и уверяют, что дух великого оккультиста до сих пор незримо присутствует здесь. Говорят, если встать в центре двора и правильно попросить – непременно сбудется самое заветное желание. Главное потом никому не рассказывать, а то не сработает. Реально, мистика, да и только…
Кстати, если вы впервые в своей жизни добрались до Питера, как не странно, я рекомендую начать вашу экскурсионную эпопею с одной из обзорных экскурсий по Северной Столице. Такой подход на мой взгляд позволит подготовиться к более качественному восприятию наиболее интересных мест города в дальнейшем. Подобрать подходящий вам вариант вы легко сможете на spb ticket, который предложит именно то, что нужно вам.
Ладно, давайте вернемся к архитектурным изыскам. Вы когда-нибудь видели храм, похожий на космический корабль пришельцев? Нет? Тогда добро пожаловать в церковь Святой Троицы на Обводном канале, в народе ласково прозванную «Кулич и Пасха». Правда, название милое? А форма у здания и впрямь неординарная: восьмигранный нижний ярус (это «кулич»), ротонда со скругленной крышей (это «пасха») и острый шпиль, устремленный в небо. Автор проекта, архитектор Николай Львов, хотел таким образом символически изобразить идею восхождения от земного к небесному. Как вам такая архитектурная метафора?
Ну а как вам такой архитектурный курьез – церковь «Ковчег» в поселке Понтонный на окраине Питера? Я когда первый раз ее увидел, даже не сразу понял, что это – православный храм. Уж больно необычно она выглядит: грибообразный купол, обтекаемые формы, полное отсутствие традиционного декора. Скорее так же напоминает космический корабль пришельцев или домики сказочных существ, чем на культовое сооружение.
Оказалось, автор проекта, архитектор Игорь Шмелев, специально задумывал «Ковчег» как образец нового церковного зодчества XXI века. За основу он взял не каноны и традиции, а современные дизайнерские решения и технологии. Так, массивное основание церкви стилизовано под днище ковчега, а ребристый свод символизирует его обшивку. Примечательно, что в качестве строительного материала использовались понтоны, оставшиеся от Охтинского порохового завода. Вот так вот индустриальное наследие советской эпохи легло в основу сверхсовременного сакрального объекта.
Идем дальше, к индустриальным локациям, превращенным в модные творческие пространства. Вот, например, Новая Голландия – бывшая морская тюрьма, а ныне – остров свободы для хипстеров и прочей продвинутой публики. Здесь вам и магазины дизайнерской одежды, и концептуальные кафе, и выставки современного искусства под открытым небом. А зимой прямо в центре острова заливают самый большой в городе каток с натуральным льдом. Однозначно — романтика…
Еще один образец креативного переосмысления промзон – арт-кластер «Красный треугольник» на месте бывшей фабрики резиновых изделий. Здесь прямо в цехах расположились лофты, шоу-румы, галереи и музыкальные клубы. По вечерам на территории «Треугольника» кипит бурная богемная жизнь: то концерт независимых рок-групп, то выставка авангардистов, то фестиваль уличной еды. Главное, успевайте всюду.
Ну, и в продолжение – пара эксцентричных музейных пространств, без которых портрет альтернативного Питера будет неполным. Первый – Музей советских игровых автоматов. Здесь вы с головой окунетесь в ностальгическую атмосферу эпохи СССР с ее незамысловатыми, но такими притягательными развлечениями. Хотите поиграть в «Морской бой», выпить газировки из автомата или сразиться в настольный хоккей? Все это вполне реально! В музее собрана уникальная коллекция действующих игровых автоматов 70-х и 80-х годов. Ощущение, будто в детство вернулись.
А вот в Музее неПравды на улице Правды (звучит как оксюморон, правда?) вас ждет настоящий сюрреалистический аттракцион. Здесь вам предложат поверить в теории мирового заговора, полюбоваться на портреты городских сумасшедших и погрузиться в альтернативную историю, где все шиворот-навыворот. Оказывается, Гитлер был миротворцем, Ленин – агентом империалистов, а американцы никогда не высаживались на Луну. В общем, сплошные фейки и конспирология. Создатели музея уверяют, что хотели таким образом научить людей критически мыслить и отличать правду от вымысла. Ну-ну, поверим на слово.
На самом деле, обитатели петербургского «дна» – юродивые, сектанты, криминальные элементы – излюбленные персонажи классической русской литературы. Вспомнить хотя бы Раскольникова, Мармеладова или князя Мышкина. Так что идея музея не так уж оригинальна. Но подана, надо признать, с выдумкой и драйвом.
А еще в Питере есть совершенно удивительный социальный проект – театр «Упсала-цирк». Его артисты – трудные подростки, с которыми занимаются профессиональные педагоги, режиссеры и клоуны. На сцене «Упсалы» ребята превращают свои комплексы и страхи в искусство, рассказывают о наболевшем на языке циркового и уличного перформанса. Получается остро, дерзко и предельно откровенно.
Особой популярностью у зрителей пользуется спектакль «Семьянюки», созданный самими подростками. Это такая злая сатира на современное общество с его тотальным абсурдом и симулякрами. Персонажи разговаривают на уличном сленге вперемешку с цитатами из русской классики, поют рэп, показывают фокусы – в общем, выдают весь набор приемов пацанского театра.
Кому-то спектакль может показаться слишком провокационным и маргинальным. Но будем честны: разве не из таких вот асоциальных элементов рекрутировались в свое время русский авангард и советский андеграунд? Искусство бунта – наша национальная традиция как-никак.
Вот так вот, друзья, я, кажется, увлекся и нарисовал слишком мозаичную и пеструю картинку питерской богемной жизни. Не судите строго, я ведь всего лишь хотел вдохновить вас на собственные открытия. Поверьте, в Петербурге помимо Дворцовой площади и Медного всадника ещё ого-го сколько всего интересного! Нужно только уметь смотреть, слушать и удивляться. Так что отбросьте в сторону путеводители для туристов, смело сворачивайте с проторенных троп в подворотни и дворы-колодцы. Бродите, глазейте по сторонам, вступайте в разговоры с местными чудиками.
И тогда, глядишь, блистательный и загадочный Питер откроет вам какую-нибудь свою маленькую тайну. Такой вот совет от местного жителя и вашего покорного слуги. Исследуйте, наслаждайтесь, вдохновляйтесь! И да пребудет с вами муза авантюризма и любопытства. Удачи!
Вместо заключения
Я в процессе написания этого текста вдруг поймал себя на мысли, что скучаю по старому доброму Питеру с его богемными салонами, пьяными поэтами, сумасбродными художниками. По тем уже ностальгическим 90-м, когда город стремительно нищал, разрушался на глазах, но был юн, дерзок и безрассудно талантлив. Может показаться странным, но именно тогда он казался настоящим, не парадным, не туристическим, а живым и настоящим.
Сейчас все иначе. Исторический центр лощеный и отреставрированный, культурная жизнь бьет ключом, а в моду вошло симпатичное словечко «хипстеры». Это замечательно, конечно. Но давайте будем честны: без андеграунда, без некой богемной «грязи» и эксцентрики Петербург уже не тот. Нет в нем больше той свободы и куража, какие были в перестроечные времена. Вы спросите, можно ли вернуть дух того лихого и отвязного города?
Не знаю, честно. Наверное, нужно новое поколение с другим видением и психоделическим опытом. Нужны какие-то сумасшедшие гении вроде Курехина, вечно живого Цоя или непочётного ныне Гребенщикова, способные перевернуть культурную парадигму. Нужна перезагрузка смыслов, тотальный слом привычных эстетических норм. Возможно ли такое в эпоху хайпа и бесконечных инфоповодов? Не уверен. Впрочем, это уже тема для отдельного большого разговора.
А пока давайте ценить то, что имеем. Несмотря на тотальную джентрификацию и распространение форматных заведений, в Питере все еще остались аутентичные места и люди, хранящие код города. Они существуют как бы в параллельной реальности, не очень стремясь выпячивать себя и встраиваться в актуальную повестку. Но мне кажется, именно за ними будущее. Потому что только в андеграунде сегодня и можно отыскать свежие смыслы и образы.
Так что будем верить в трансформативную силу маргинального искусства. И продолжать искать новые грани и проявления эксцентричного петербургского духа. Он никуда не делся, просто несколько мимикрировал под современные реалии. Но в сущности остался все тем же – загадочным, влекущим и бесконечно притягательным. Ведь недаром еще Александр Блок писал о Петербурге: «Он – цель, он миф, как прежде. Когда – неважно. Вечен он во мгле».
Вот и получается, что главный кайф – не столько открывать новые модные места, сколько видеть в привычном пейзаже отсветы ушедшей эпохи. Чувствовать флер легенд в сыром воздухе узких переулков. Ловить отблески прошлого на облупившихся фасадах. Вот она – подлинная петербургская магия от travelgide.ru, которой не найдешь ни в одном путеводителе.
Приглядитесь к деталям – и, возможно, блистательный Питер когда-нибудь подмигнет вам с хитрецой и ухмылкой. Как своему, как местному. Ведь он умеет быть благосклонным к тем, кто искренен в своей любви к нему. Дерзайте!