Реальность существования оборотней на Руси
Свидетельства профессора Иоганна Готлиба Георги, медика, химика и этнографа...
В России, так же как и в других странах Европы, существовало множество сказаний в которых непосредственное участие принимала нечисть различного пошиба. Какая-то нечисть была «своя родная», например банник или обдериха, но большинство её представителей всё-таки имели интернациональный характер. «Общеевропейские» колдуны, ведьмы, вурдалаки, оборотни, русалки были известны каждому русскому крестьянину во всех близких и далёких губерниях.
Оборотни занимали «почётное» место в русских верованиях в нечистую силу. Следует сказать, что для многих понятие оборотень равнозначно англоязычному вервольф, но это не так. Значение русского слова оборотень гораздо шире.
Оборотень — это тот, кого обратили (превратили) или тот, кто имеет способность обращаться в какого-нибудь зверя или же предмет…
Но сегодня речь о тех оборотнях, которых можно смело назвать самым распространённым видом на Руси — оборотнях-волках. В старые времена их называли волколаками. Вообще необычные и странные слова из старого русского языка чётко отражали суть явления или предмета.
Убеждение в их существовании было широко распространено среди всех европейских народов. Кроме того они являлись частью модели, которая присутствовала во всех странах и на всех континентах — веры в то, что человек мог превратиться в дикого хищника, сеющего насилие, разрушение и смерть.
Урожденный немец Иоганн Готлиб (1729–1802), который был профессором и академиком Российской Императорской академии наук, имел своё мнение по поводу реальности существования оборотней на Руси. Мнение его можно считать вполне авторитетным, так как его учёные знания дипломированного медика и химика внушают уважение. Добавьте сюда его любовь к этнографии и путешествиям.
В своем труде «Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей» издательства 1799 года И. Готлиб довольно подробно описал, что творили «оборотни-волки» в русских деревнях.
Он писал, о том что были зафиксированы реальные случаи, когда жители разных деревень случайно видели, что в районе полуночи какой-либо человек, их односельчанин, выскакивал из дома и быстро убегал, и это не мистика. Такими ночами нередко происходили случаи нападения на запоздалых путников и жителей деревни. Некоторые из них заканчивались трагично.
В четвёртом томе книги «Описание всех обитающих…» [источник] И. Готлиб так писал об оборотнях:
…бросается на встречающихся ему, особливо на ребят и женщин, терзает их зубами, иногда и умерщвляет, перегрызая горло, забирается в овчарни, удушает овец всех до одной, не едя их…
Как мог такое писать высокообразованный человек, профессор и академик, коньком которого была наука? Верил ли он сам в то, что писал? Да, безусловно.
На самом деле в XVIII в России в существовании оборотней не сомневалось подавляющее большинство крестьян. Крестьяне верили, в то что они существуют, так же, как и профессор. Однако Готлиб вкладывал другое значение в это понятие.
Под оборотнями он подразумевал внушаемых, психически нездоровых людей с искажённым восприятием действительности, которые и на самом деле считали, что они превращаются в волков.
Профессор Готлиб писал: Человек, чрез некоторое совращенное усилие своего воображения, впадает в такое дурачество, что всякую ночь почитает себя превращенным в волка. Таковое не порядочное расположение его духа заставляет его располагать все свои действия сообразно волчьим сколько он приметит оные в волке, или слышать об оных мог.
Но большую тревогу у профессора вызывал тот факт, что всеобщая бездумная вера в оборотней способствовала распространению и усилению таких случаев безумия. Ведь ни кто и не сомневался, что имеет дело с настоящими оборотнями.
Глупый и суеверный Народ воображает в самом деле, что сей бешеный сделался волком, ибо сей бедняк и сам про себя так думает, да и сказывает тайно то таким людям, которые не могут держать того в тайне.