Норэны: японские шторы с историей и значением
По большому счёту такие шторки можно также обозначить как перегородки из ткани, занавеси или что-то аналогичное. Но дело конечно не в названии, а в традиции, актуальной исключительно для Японии. На входах многих магазинов, ресторанов, кафе и даже сэнто, традиционных общественных бань Японии, нередко можно увидеть такие аксессуары — норэны. Каково их происхождение, что означают цвета, размеры, символы на них и какую роль они играют в жизни Страны Восходящего Солнца.
Когда норэны появились в Японии?
Принято считать, что эти самые шторы-занавеси появились в Японии в период Дзёмон, до 300 года до нашей эры. Это были времена, когда Японию ещё населяли коренные жители острова айны из ранней японской истории, то есть действительно давно.
На японском такая штора называется норэн. По-японски норэн пишется двумя иероглифами кандзи (暖簾), которые означают «тёплая занавеска» или «тёплая бамбуковая штора». И вот почему. Название происходит от ранее используемых экранов из соломы или бамбука, которые называют сударэ (簾). Но в отличии от сударэ наш «герой» сделан из ткани.
Предполагается, что первоначально норэны использовались только для защиты от воздействия негативных факторов природы. Они защищали от холодного ветра зимой и уж точно укрывали от лучей жаркого солнца в летнее время.
Изменение и дополнение функций норэна
Дизайн 暖簾 был в основном однотонным белым или цветным. И только в период Камакура (1185 — 1333гг.) в него стал внедряться смысл и посыл. В середине занавеса стали рисовать различные узоры.
Чёрный не был в особом почёте в Японии, хотя его любили самураи. Подробнее о нём читайте в статье «Значение черного цвета в Японии»
С течением времени использование норэна стало более разнообразным и у него появились дополнительные функции. Норэны стали использовать при входе в магазины, закусочные и питейные заведения. Если человек видел норэн на дверном проёме магазина или какой-нибудь закусочной, то он мог смело идти вперёд — заведение было открыто.
Далее норэны стали не просто признаком того, что заведение открыто, но и своеобразным брендом «предприятия». Они стали вывеской и символом, которые рассказывали о магазине. На норэне часто размещалось название заведения или его логотип, что повышало узнаваемость его марки.
История о норэнах и магазинах суши
Ходит интересная легенда, которая может считаться правдивой. В период правления клана Токугава, называемым периодом Эдо (1603–1868 г.) норэны в магазинах суши служили индикатором качества продукции и популярности заведения.
Говорят, считалось, что чем грязнее был норэн, тем вкуснее были суши. Тогда суши были своеобразным фастфудом, и их часто подавали в небольших уличных забегаловках. Люди покупали суши, быстро их съедали, и затем уходя вытирали пальцы о занавеску. Мы же говорим о времени, когда влажные салфетки были не в особом ходу.
Получалось, что грязный норэн был верным признаком того, что в заведении всегда много покупателей. А это значит, что место просто отличное, и здесь можно вкусно подкрепиться. Конечно в наше время никто больше не вытирает пальцы о норэн. В 21 веке древний норэн — гордость владельца.
Как норэны различаются по размерам и видам
Основная длина полотна ткани, используемого для пошива норэна, равна 113 см. Но ранее да и сейчас длина измерялась по традиционной японской мере, называемой сяку. Более длинные материалы называются наганорэнами, а более короткие – ханнорэнами.
Бывают и очень короткие норэны, шириной около 34 см, но очень длинные, тянущиеся на всю ширину двери. Такое изделие называется мидзухикинорэн. Как отдельный вид норэна выделяется перегородка из подвесных веревочек с нанизанными на них бусинами.
Наганорэн
Длинные полотна ткани, которые в основном используются для защиты интерьера от чрезмерного солнечного света, высыхания или повреждения выставленных товаров. Они длиннее основной стандартной меры в 113 см и могут быть в длину 160 см. Они практически доходят до земли.
Отдельные современные занавеси бросают вызов традициям, хотя и выполняют свою задачу на отлично. Ниже на фото украшение-реклама, которая доступно объясняет чего ждать посетителю заведения. Однако цвет надписей красный, а это неприемлемо, и об этом чуть ниже.
Ханнорэн
Это куски ткани средних размеров, около 57 см или половина стандартной длины 113 сантиметров. Они слегка прикрывают интерьер от солнца и ветра. Плюс в том, что они позволяют увидеть покупателям товары или суть магазина. Ведь прохожие, увидев лишь часть ассортимента, могут из любопытства заглянуть внутрь. В магазин легче зайти, где норэн короче и не заставляет людей пригибаться.
Мизухикинорэн
Он создан по подобию деревянных знаков, давно известных в Японии. Одни стационарные, другие подвижные. Их вешают горизонтально по ширине заведения, а не только над самим входом. Изначально они заменяли деревянные знаки, поэтому представляли собой цельный кусок материала.
Однако со временем этот тип норэнов стал похож на другие. Именно поэтому сегодня многие из них состоят из коротких кусков ткани или представляют собой продолговатую ткань, разрезанную в нескольких местах. Они играют роль графической рекламы, а не защиты интерьера от неблагоприятных погодных условий.
Хиёкенорэн
Это продолговатые полотна материала, свисающие с крыши здания. В тоже время это могут быть большие листы материала, выставленные наружу на специальных деревянных каркасах. В основном хиёкенорэны предназначены для защиты окон от солнца, хотя в наше время чаще всего являются еще и рекламой магазина или товаров.
Наванорэн
Это многочисленные свисающие шнуры, образующие вуаль. Говорят, что их история еще длиннее, чем у норэнов из ткани. Веревки делали из растений вида крапивы, поэтому считалось, что они защищают от насекомых. Струнные наванорэны были типичны для японских баров идзакая.
Энорэн
Это особый вид знаков из материала с рисунками вместо знаков. Их производили в основном для декоративных целей, чтобы повесить на стену. В наше время произошла некая трансформация энорэнов. Сегодня вы можете приобрести себе своеобразное изделие, которое даже может понравиться.
Тайконорэн
Это специальные шторы большого формата. Большие листы, без прорезей, свисают чуть ли не с крыши на улице. Внизу они часто закреплены на специальных каменных утяжелителях. Стоимость таких специальных утяжелителей может доходить до 20 тысяч иен. На ветру тайконорэны издают звук похожий на звук барабана тайко.
Кроме всех вышеперечисленных видов норэнов можно так же выделить Таманорэн и Куданорэн. Таманорэн представляет собой шторы из ниточек с нанизанными на них бусинами. Бусины могут быть как стеклянными, так и деревянными.
А Куданорэн — это перегородка, выполняющая роль своеобразного барьера. Их изготавливали по аналогии с таманорэноми, но роль бусинок чаще всего выполняли бамбуковые обрезки или ракушки.
Знаки и символы норэнов
Напомним, что в период Камакура (1185 — 1333 г.) на норэнах стали появляться иероглифы и различные знаки. Тогда уже зарождалась японская реклама. Надписи представляли собой названия магазинов или ресторанов, имена их владельцев.
Тканевая основа подходила для окрашивания и нанесения знаков и символов. Однако из-за низкого уровня образования многие японцы не умели читать иероглифы. Поэтому на норэнах все чаще стали появляться рисунки вместо знаков. Распространялись изображения товаров или, по крайней мере, основного сырья, из которого они были изготовлены. Этот вариант нравился покупателям гораздо больше.
Отмечается, что в эпоху Канэй и Энпо (1624–1681) был значительный рост норэнов белого цвета с названиями магазинов и обозначения сферы деятельности. Популярность такой формы привлечения клиентов, как основного «рекламного носителя», стала очевидной.
Примерно в это же время основа — материал начал меняться с конопли, которую трудно красить, на хлопок, который красить сравнительно легко. Цвета стали заметно разнообразнее.
Интересным для нас фактом является то, что норэны с красными надписями сложно найти. Чаще всего они чёрные или белые. Красный ассоциировался у торговцев и покупателей с дефицитом и убытками в делах. В старые времена бухгалтеры записывали красными чернилами (赤字) убытки. Прибыль же записывали чёрными чернилами (黒 字). Поэтому чёрные символы и содержание были и остались наиболее распространённым.
Как норэны различаются по цвету
Палитра норэнов разнообразна и многогранна. И как можно уже догадаться, цвета норэнов использовались ранее и сейчас не просто так. Как традиционные, так и современные оттенки остаются типичны для определённых заведений в зависимости от характера и вида товара.
Глубокий синий и индиго
Это самые старые цвета норэнов, характерные для бывших ресторанов. Белые рисунки или каллиграфические символы сильно контрастируют с цветом такого материала, поэтому их хорошо видно.
Краситель индиго можно использовать для последующего окрашивания вплоть до глубокого синего. Этот краситель, с характерным запахом, не нравится насекомым, поэтому норэн такого цвета был распространен в магазинах с одеждой или тканями. Потому что самой большой проблемой при хранении шелка являются черви и мотыльки. Этот цвет также использовали мастерские и фабрики по производству сакэ и пивовары.
Синий
Его делали из красителя цветка коммелина обыкновенная (Commelina communis) или ханада, который живёт всего один день. Он немного светлее индиго или глубокого синего, он просто более голубой. Синие norens были популярны в чайных заведениях и домах собраний, а также в домах женщин в небезызвестном районе Ёсивара в Эдо. Сегодня синий уже не имеет какого-то большого значения.
Белый
Черные иероглифы и символы на белом были типичны для продавцов лекарств и трав, продовольственных магазинов и кондитерских. Белый использовался аптекарями и кондитерами из-за сахара. Сахар, конечно, применяли при изготовлении сладостей. Однако такой ценный ингредиент, который не каждый мог себе позволить, заставлял относиться к нему как к лекарству. В настоящее время белый, наряду с темно-синим, является наиболее распространенным решением.
Коричневый
Коричневый с оттенком желтого — когда-то его использовали в большинстве сигаретных магазинов. В период Эдо табак или сушеные листья были выраженно коричневыми. Отсюда и ассоциация. В наши дни коричневые изделия чаще всего используются в магазинах с маринованными овощами, магазинах кимоно, кондитерских и традиционных японских ресторанах.
Бордовый
Бордовый — цвет плодов японской хурмы каки (柿). Ранее он ассоциировался с домами удовольствий. В ханамати, районах гейш и просто продажных женщин, например таких как Ёсивара и Симабара, бордовый был разрешён только для заведений самого высокого ранга.
Подробно про районы «красных фонарей» и ситуацию вокруг них в наше время читайте в статье «Секс туризм в Японии». Ну а бордовый, приехав в Токио, мы чаще всего можем встретить у входа в традиционные рестораны.
Зеленый
Норэны этого глубокого и ярко-зеленого цвета типичны для магазинов и чайных, предлагающих продукцию из листьев зеленого чая. В основном это японские кондитерские и традиционные чайные.
Фиолетовый
Фиолетовый веками считался в Японии исключительно элегантным. Использовать его могли только члены императорской семьи и отдельная высшая знать. О фиолетовом и его истории можно прочитать в статье «Значение фиолетового в Японии».
В период Эдо существовал любопытный обычай вешать пурпурный норэн на дверь дома людей, занимавших деньги. Пока долг не был выплачен, должник был сам должен был вывесить пурпурный норэн. Конечно, сегодня эта традиция растворилась в пыли времён. А фиолетовый цвет на входе в ресторан означает уникальный характер заведения. Он подчеркивает верность старым японским традициям.
Красный
Ярко-красный, иногда также оранжевый — это современный цвет. Он используется для обозначения заведений питания с традиционной японской и китайской кухней.
Как поживают норэны в Японии в наше время
В наши дни многие японцы не помнят и даже не знают о сути цветов норэнов. Белый и темно-синий кажутся сейчас наиболее популярными. Большое значение имеет эстетика и подбор цвета, соответствующих интерьеру заведения. Вот к примеру вход в один из японских супермаркетов в Киото.
Эффективная японская реклама основана на визуальной, цветовой и изобразительной ценности. Однако и сегодня можно найти множество мест, где культивируются японские традиции. Старшее поколение уделяет этому больше внимания, чем молодые японцы.
Сегодня норэны нередко используют и для украшения интерьеров, как элемент дизайна. В интерьере их можно использовать в качестве перегородок, например, между кухней и гостиной или просто в качестве настенного украшения.
Норэны также являются обычным явлением в японских общественных банях сэнто, обозначая разные входы для женщин и мужчин.
Норэны — отличный пример того, как японцы умеют превращать что-то функциональное в нечто декоративное. Стиль норэна, его оформление полностью отражает региональную культуру. И даже самые ходовые модели норэнов различаются в зависимости от региона, в котором он находится.
Сегодня норэны производятся из самых разнообразных материалов, имеют различные размеры, цвета и дизайн и ценятся как отличный сувенир на память или просто подарок из Страны Восходящего Солнца.
Город: Москва
Спасибо за интересный рассказ. Действительно у японцев практически всё имеет значение, этим они и отличаются. У нас уж точно никто не будет думать о традициях занавесок по цвету, да и нет наверное таких традиций. Главное сочетание по цвету и стилю, ну и цена конечно :))