Чем японские супермаркеты отличается от российских
Когда я попадаю в новую страну, я всегда стараюсь первым делом заглянуть в супермаркет. Что там продаётся, в какой упаковке, в каких объёмах, как работает персонал — все эти, на первый взгляд, незначительные детали рассказывают нам о местной культуре. Проведя 10 минут в супермаркете, вы многое узнаете о том, что едят местные жители, как они живут и что они любят.
Ниже приведены некоторые из тех нюансов, которые стали для меня неким «откровением» и показали разницу между нами и японцами.
О тележках в супермаркетах: размер имеет значение
Товарные тележки в супермаркетах Японии намного меньше наших. Вспомните Метро, Ашан, Глобус или любой другой крупный сетевой магазин. Японские тележки для товара в лучшем случае по вместительности равны двум стандартным ручным корзинкам.
В России вы берёте корзинки, когда собираетесь купить всего несколько позиций. Однако большинство покупателей используют вместительные тележки. Этот факт по сути и отражает национальный способ покупки продуктов.
В России много тех, кто закупается на несколько дней. В Японии же принято посещать магазин и покупать там продукты чуть ли не ежедневно. Смысл ежедневных походов в магазин в том, чтобы готовить из самых свежих продуктов и приобретать продукты по лучшим акционным ценам.
О консервах: маленький выбор и холодное отношение
На мой взгляд консервов в Японии реально мало. Скорее всего это связано с традицией готовить из свежих продуктов, но факт остаётся фактом. Отделы консервации в японских супермаркетах можно назвать крошечными, где в основном представлены консервы из рыбы и морепродуктов.
В России наоборот много разнообразных консервов: от всевозможных овощных, мясных и консервов из птицы до полноценных самостоятельных блюд.
Когда в Японии была некая паника, связанная с вирусом местные жители первым делом стали скупать лапшу быстрого приготовления, разнообразие которой просто поражает. При этом они долго не вспоминали про отдел консервации.
Именно это показывает, что консервы далеко не первое, что приходит в голову местным жителям, когда они вспоминают о еде, которая долго хранится.
О рисе в японских супермаркетах
Бесспорно, японская кухня принципиально отличается от русской, поэтому в японском супермаркете вы найдете целые ряды с продуктами, которых не найдете дома. Например, огромное разнообразие соевого соуса, мисо или водорослей.
Многих иностранцев в Японии удивляют полки, заполненные мешками с рисом. В России рис, чаще всего, продается в упаковках по 500, 800, 900 или 1000 граммов. Конечно бывает и объём побольше, но в целом это исключение.
В Японии же принято покупать рис в полиэтиленовых пакетах по 5 килограммов. Существует много сортов риса из разных районов страны, а у многих семей имеются свои предпочтения по выбору конкретного сорта. Не ищите рис из других азиатских стран, он в Японии — редкость.
Оплата товара на кассе: так было и у нас
В России мы обычно выкладываем свои покупки на ленту перед кассой. Кассир сканирует товар, а мы упаковываем всё в пакеты, с другой стороны кассы. В Японии чаще всего кассиры сами перекладывают продукты из вашей корзины в другую корзину, сканируя товар.
После оплаты вы относите свою корзину к стойке укладки товара, где вы можете не торопясь, аккуратно разложить всё по пакетам. Мне лично такая система нравится. Если не путаю, то в сети магазинов «Магнит» когда-то раньше такая система была в ходу.
У нас же, когда за тобой очередь, возникает чувство, что нужно куда-то торопиться. И, кстати, в Японии кассир обслуживает покупателей стоя, а у нас естественно в сидячем положении.
Йогурты и десерты в магазинах Японии
Пару слов о выборе йогуртов и десертов. Он лучше всего отражает разницу пищевых предпочтений в России и Японии.
Не буду вспоминать целую тучу нашей рекламы йогуртов, которая многим уже набила оскомину. Но мой вывод один — в России выбор данной продукции гораздо шире. Кроме того, ассортимент объёма и вида упаковки у нас гораздо разнообразнее.
На самом деле это только несколько отличительных деталей, которые я заметил при посещении супермаркетов в Японии. А вообще посещать крупные магазины в разных странах реально полезная штука. Например, какой-нибудь «Теско Лотус» на Пхукете…
С молочными продуктами в азиатских странах дела вообще неважно обстоят — там у заметного процента населения непереносимость лактозы во взрослом возрасте.
Александр, верные слова. Приблизительно 65 процентов населения имеет пониженную способность переваривать лактозу после младенчества. Непереносимость лактозы в зрелом возрасте наиболее распространена среди лиц восточноазиатского происхождения, от 70 до 100 процентов людей страдают в этих сообществах. Непереносимость лактозы также очень распространена у людей западноафриканского, арабского, еврейского, греческого и итальянского происхождения. (Национальная медицинская библиотека США)